Вече писах, че, както и очаквах, отзвук и реакции по повод на публикуваното вчера Открито писмо до г-н Министър-Председателя по важен национален въпрос от нравствено естество почти съвсем няма. Няма и кой знае каква подкрепа на създадената на основата на това писмо петиция. Не, няма да се излагаме сега, показвайки, че мислим за такива "дреболии", каквито са качеството на образованието на нашите деца, обществената оценка на труда на учителите и това как и кога българското училище някога ще излезе от тресавището, в което е затънало. Ний за други, съвсем възвишени неща мислим и се вълнуваме: за новите гащи на Азиса, за това с кой си е легнала тия дни поп-фолк-примата на България Гюргя и каква, разбира се, е цената на яйцата, агнешкото и кебапчетата, щото Великден иде!
Е, има и известни реакции по повод и на писмото, и на петицията. Ето една показателна дискусия, по-скоро началото на дискусия, която се проведе във Фейсбук и отчасти в блога; публикувам я, щото, убеден съм, ще е интересна на бъдещите изследователи и археолози на българската душевност през вековете: (ОЩЕ >>>)
Е, има и известни реакции по повод и на писмото, и на петицията. Ето една показателна дискусия, по-скоро началото на дискусия, която се проведе във Фейсбук и отчасти в блога; публикувам я, щото, убеден съм, ще е интересна на бъдещите изследователи и археолози на българската душевност през вековете: (ОЩЕ >>>)
Абонирайте се! Подкрепете свободната мисъл и свободното слово в България тъкмо когато те са в страшна немилост!
(Забележка: Можете да получавате броевете на в-к ГРАЖДАНИНЪ за 2011 г. ако пишете на имейл angeligdb [@] abv.bg)
16 коментара:
Може би ще Ви е интересно да прочете книга (на руски) за американските училища: „Классная Америка” от Айрат Димиев, при това татарин (т.е. волжски българин), който сам е преподавал 7 години в Америка. Има я цялата на отделни глави в интернет:
http://www.e-reading.org.ua/book.php?book=1000432
За книгата:
Айрат Димиев – кандидат химических наук. Некоторое время он преподавал в ВУЗе, потом занимался собственным бизнесом. В 2001 году он уехал в США, чтобы учить детей в школе. Как это произошло и какой ему пришлось пройти отбор, он тоже описывает в своей книге.
Ну, а теперь об американской школе. Сторонники Штатовской системы обучения в ответ на критику часто говорят, что Америка – страна большая и школы в ней разные. Однако А.Димиев преподавал химию и в плохой американской школе, и в достаточно хорошей, так что его оценка качества преподавания и получаемых детьми знаний довольно объективна, он может сравнивать. Недостатки налицо и в хороших школах, причем они те же, что и в плохих. Результат один: качественное образование отсутствует, и, как пишет Айрат Димиев, чтобы найти школу, в которой ребенку бесплатно дадут приличные знания, нужно очень постараться. Самое забавное, что знания практически ни для кого и не важны, главное, чтобы учеба доставляла удовольствие (Не замечаете, на что похоже? Ну да, у нас сейчас к тому же стремятся…) и чтобы учитель был приятным человеком.
Никакого понимания происходящего от детей не требуется, даются алгоритмы и мнемонические правила, которые сохраняются у учеников в головах в лучшем случае до контрольной на эту тему, а потом очень быстро эти головы покидают. Все правильно, ведь думать тяжело, а в школу основная масса ходит, чтобы получать удовольствие. Оценки ставят в точности, как у нас: неуспевающих быть не должно! А если они есть, в этом виноват учитель, ведь каждого ребенка можно научить, и он будет успешным, вот что главное!
Думаете, зачем я это все пишу? Так ведь это наша заветная мечта, это та школа, к которой мы семимильными шагами приближаемся, то, что мы считаем идеалом! Зачем так учат в Америке, Айрат Димиев тоже написал, и о результатах такого обучения тоже. Смешно и в то же время очень грустно…
Сами американцы ругают свое школьное образование, правда, они не знают, что делать с тем, что получилось. А уровень образования в Америке (впрочем, как и у нас), тем временем, с каждым годом падает… Уже довольно давно читала отчет государственной комиссии США, где как раз говорилось о том, что ситуацию пора менять. Ну, в самом деле, количество неграмотных в Америке просто потрясает! А рассказ о проработавшем долгое время в школе неграмотном учителе просто великолепен! А мы берем все это за образец…
И ведь есть в американской школе хорошие и сильные стороны, но на них у нас никто не обращает внимания, а копируем мы то, от чего они сами с удовольствием избавились бы, если бы могли… (Это я опять по поводу грядущей реформы школьного образования…)
Ну вот, а теперь, собственно, ссылка на книгу: “Классная Америка”. Текст очень большой по объему, но, думаю, прочитать его стоит, да и подумать есть над чем. К тому же написано достаточно интересно.
http://hijos.ru/2011/03/18/amerikanskie-shkoly/
В книгата на Димиев ще намерите и много интересни глави за американския манталитет, заплащането, вкл. на учителите (около и над 2000 долара чисти), общото жизненото равнище и т.н.
Например:
Кому это выгодно — поддерживать низкий уровень образования населения? — спросит меня читатель. Кто и зачем вынашивает и осуществляет этот план? Ответ очень прост. А кто, скажите вы мне, заинтересован в том, чтобы люди не знали правду о воздействии на организм генномодифицированных продуктов? Ответ на наш вопрос из той же категории.
В низком уровне образования населения очень много положительных моментов с точки зрения государства. Точнее, тех, кто этим государством управляет и от этого же государства кормится. Сами же американцы от низкого уровня образования отнюдь не страдают, все довольны жизнью и собой. Рассмотрим в качестве примера разные категории американских граждан.
Возьмем низший класс, составляющий, по различным оценкам, от 30 до 50 процентов населения страны. Основная масса учеников, принадлежащих к этой категории, после школы осознает свою необразованность и потому даже не думает о высшем образовании. Они спокойно направляются прямо за прилавок или хватаются за любую неквалифицированную работу. Пока у них есть работа, есть деньги. Соответственно они сыты, одеты и имеют крышу над головой. Этого им вполне достаточно. У них нет никаких амбиций и желаний иметь больше. Они уверены, что все равно не могут достичь большего, как бы того ни хотели. Но благодарны за то, что у них есть.
Представители среднего класса (около половины населения) имеют значительно больше, чем предыдущая категория. Некоторые даже настолько много, что это можно назвать роскошью по российским меркам. Но как они достигли всего этого? Не подумайте, что благодаря своим знаниям, уму и таланту, хотя минимальный уровень знаний и ума, конечно же, необходим. В основном добились всего путем многолетнего карьерного роста, главными требованиями которого являются исполнительность, отсутствие собственного мнения и умение угодить начальству.
Надо ли говорить, насколько эти люди дорожат своим положением, как ценят то, что имеют. Одно неверное движение, и они могут потерять все, получив клеймо человека недостаточно исполнительного. Однако они не чувствуют от этого особого дискомфорта. Просто абсолютное большинство американцев не обременено собственным мнением. Во-первых, им регулярно преподносится на тарелочке «правильное» мнение, так что не нужно искать никакого другого. Во-вторых, чтобы иметь собственное мнение, нужно обладать серьезными знаниями, а вот их-то как раз и не хватает.
Поэтому они послушно голосуют за все, за что администрация Белого дома им предлагает проголосовать. Они никогда не выйдут на митинги и не будут размахивать флагами, требуя каких-либо льгот, раздражая тем самым правительство страны или штата. Они уверены, что правительство делает все верно и в любом случае не могут ничего изменить. И вообще, митинговать — это проявление невоспитанности, правила хорошего тона не позволяют им этого. Какой прекрасный народ для руководства страны!
Или:
Такая лояльность и управляемость населения важны и в делах более прозаических.
Американцы послушно берут кредиты в банке под баснословные проценты и нисколько не считают себя при этом обманутыми. Им внушили, что брать кредиты — это хорошо, а почему это плохо, они не понимают. Не понимают потому, что просто не в состоянии совершить элементарные арифметические действия, чтобы увидеть, на сколько же их обманывают. Помните пример про учеников, не способных вычислить, сколько яблок можно купить на 8 долларов? Не нужно забывать и про пропаганду. И мозги закручены вполне определенным образом. Они знают, что иметь хорошую кредитную историю очень важно.
США — единственное из развитых стран мира государство, где не требуется указывать наличие генномодифицированных составляющих на упаковке продуктов питания. Правительство страны решило, что населению незачем знать такую информацию, и оно её не знает. Справедливости ради нужно сказать, что население США не особо-то и обеспокоено этой проблемой. Им объяснили, что ГМ-продукты — это хорошо, поэтому они и не переживают. Они покупают те продукты, что им предлагаются в магазинах.
В результате поедания ГМ-пищи и выращенного на гормонах мяса они и сами вырастают до невероятных размеров и приобретают в придачу кучу всевозможных болезней. Почему-то при высоком уровне жизни в целом и при здоровом образе жизни уровень кардио- и онкозаболеваний у них не ниже, чем в полуголодной и отравленной алкоголем и табаком России. А процент людей, способных иметь собственное потомство, ниже, чем у нас, и стремительно уменьшается год от года. Вы думаете, почему американцы усыновляют детей из России? А их количество поражает воображение…
Они идут в свои рестораны Fast Food и едят эту гадость… В результате подобного питания некоторых разносит до таких размеров, что они утрачивают человеческий облик. А на помощь уже спешат отечественная медицина и фармацевтическая индустрия…
Самое интересное то, что при этом американцы в отличие от угрюмых, озлобленных и вечно жалующихся на жизнь россиян довольны своей жизнью. Причем, чем ниже уровень образования и, соответственно, доходов, тем более беззаботными и счастливыми они выглядят. Мне часто приходит в голову сравнение с персонажами книги дедушки Уэллса «Машина времени». Помните, там есть элои, на которых вкалывают морлоки? Элои ведут праздный образ жизни и в один прекрасный момент просто превращаются в глупый беззаботный скот для трудолюбивых морлоков. Но книжку эту американцы не читали, так как читают они мало и очень немногие. Поэтому никаких параллелей провести не могут.
Возникает логичный вопрос — тогда почему они так хорошо живут? Ответ прост — единственная сверхдержава мира научилась перераспределять ресурсы третьих стран в свою пользу. Но это уже макроэкономика, кросс-курсы валют, в общем, большая политика и отдельный разговор… Если же вернуться к теме нашей книги и посмотреть на американскую систему образования и общественное жизнеустройство в целом, начинаешь понимать, что все у них очень умно устроено и не так уж и плохо. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить США с нашей страной.
Или:
А как же функционирует сама страна? — спросите вы. За счет чего Штаты достигли таких высот? Кто же выполняет квалифицированную работу? Не нужно забывать, в школах есть очень умненькие и способные студенты. Я сам в последнее время учу именно таких. Это просто замечательные ребята. Причем, помимо способностей и знаний, в них прежде всего подкупают человеческие качества. Я не сомневаюсь, что у них прекрасное будущее. Вопрос в том, что доля таких учеников в общей массе мала. Да и они, как правило, не стремятся стать учеными или инженерами, а идут в лучшем случае в медицину, а чаще всего — в бизнес, финансовый менеджмент или юристы, то есть туда, где можно заработать большие деньги. Как вы сами понимаете, юристам не нужны ни дифференциальное исчисление, ни химия.
Потребность же в инженерах и научных работниках покрывается за счет иностранной рабочей силы, главным образом из Индии и Китая. Некоторый вклад вносят и наши сограждане. Профессор-американец в сегодняшнем американском вузе большая редкость. В здешних университетах популярна следующая шутка. Если ваш профессор разговаривает с акцентом, то вам повезло — значит, у вас хороший профессор.
Или:
Если сравнивать систему среднего образования в разных странах, то можно прийти к следующим интересным наблюдениям. В сегодняшнем мире хуже всего обстоит дело в так называемых демократических странах: США, Англии и некоторых других странах Западной Европы. Самая сильная система образования — в государствах с авторитарным режимом (Китае) или традиционным (Японии). В той же России образование было сильно в годы тоталитарного коммунистического режима. В сегодняшней демократической России образование куда слабее, чем ещё двадцать лет назад.
Сегодня Россия дрейфует в сторону американской образовательной системы. Причем, как я уже говорил, перенимаются отнюдь не сильные стороны американской системы. Почему-то не расширяется спектр преподаваемых предметов и не вводится свобода выбора дополнительных. Не перенимается институт защищенности ученика от произвола учителя. По-прежнему не уделяется должного внимания физической культуре, музыке, искусству. Вместо этого мы видим упрощение учебной программы, разрушение десятилетиями накопленного опыта и наработанной методики преподавания. Разрушение как раз того, чего в американском образовании никогда не было, нет и по всей видимости, не будет.
За съжаление има и много истина в твърдението:
Моему поколению повезло: наше социалистическое отечество дало это богатство всем желающим абсолютно бесплатно. Представителям же подрастающего поколения придется решать этот вопрос индивидуально…
И въобще след като прочетох тая книга започнах да завиждам на американските ученици и учители. Те наистина си прекарват добре. От друга страна започвам все повече да вярвам, че КГБ накрая наистина може и да успее да осъществи пъклените си планове и да „изтърбуши” Америка, защото в КГБ няма стремеж към „having fun“ и приятно прекарване на времето, а към съвсем други работи и това е подплатено с дълбоки анализи и прецизни планове.
Друг, по-прегледен линк към книгата на Димиев:
http://warrax.net/93/07/usa_class.html
Любая фирма в Штатах за более-менее квалифицированный труд платит как минимум в полтора раза больше, чем зарабатывают учителя в государственных школах. Поэтому, как правило, в учителя идут те американцы, кого не берут на фирмы, кто больше ничего не может. Кого вполне устраивает непыльная и к тому же стабильная работа учителя. Причем большинство из американских учителей в разговоре обязательно упоминают, что они преподают в школе, так как им нравится работать с детьми. Конечно, есть и такие. Но их меньшинство.
Чтобы работать учителем в Америке, достаточно иметь степень бакалавра. Как они эту степень получают, для меня остается загадкой. Из беседы с некоторыми моими коллегами, имеющими степень бакалавра по химии, я понял, что они знают химию чуть-чуть побольше, чем я знал её после окончания средней школы.
Цитатите от тази книга заслужават коментар; живот и здраве да е, ще го напиша като се запозная по-подробно със самата книга. Трябва да се има предвид, че какво този Демиев е видял в Америка зависи много от това как е устроено възприятието му; човек, който хвали социалистическото образование, няма как да хареса "американското империалистическо и капиталистическо образование"; факт е обаче, че каквото и да е американското образование, каквито и кусури да има, то въпреки това създава по-качествени личности (социализмът никакви личности не създаваше, а фабрикуваше... говеда!), които са създали една благоденстваща и богата страна, личности с творчески потенциал, изобретатели, дейци, прагматици, които успяха дори на Луната да стъпят. Комунизмът пък нищо не създаде, ако не броим огромните маси от мърморковци и отчаяни обездухотворени, бездуховни хора, подобни на животинскита стада. Тъй че винаги трябва да се има предвид с какви очи тоя или оня гледа на ставащото, какви ценности има, щото някои имат такива ценности, че всичко въприемат крайно изкривено и изопачено. А иначе благодарност, че сложихте тия цитати, добра основа са за една дискусия. Прочее, доколкото ми е известно, Харвард е в Америка, а не в Китай, не в Москва, не дори и в Токио...
Което и показва къде образованието е най-добро. Някъде бях чел статистика за най-добрите университети в света, половината от тях са в САЩ, а велики страни като Англия, Франция, Германия и пр. я имат един университет от класацията, я нямат. Руснаците нямат нито един, за китайците да не говорим...
Това за класацията на университетите са остарели данни, тогава още не беше открит Пернишкия Университет.
Подписах и подкрепям с две ръце. Аз самият съм един вид учител и знам колко отговорна е тази професия. В едно цивилизовано общество, където духовността се цени, да си учител би се възприемало като цел за много млади хора, а и самият учител би бил личен житейски пример за много ученици. За съжаление нещата не са така в българското и не само българското и в голяма степен и тукашното общество... А и сте прав за доста негативната страна на феминизирането на тази професия... особено в града, в които живея, където мнозинството хора са предимно от марокански произход, а в тяхната култура една жена трудно би била някакъв пример за подражание на един млад мъж. С удоволствие бих обсъдил темата с вас. Благодаря ви за инициативата! П. Й.
Книгата на Димиев съвсем не е апология на СССР и комунизма, а е много балансирана и обективна и определено си струва да се прочете. Той много точно изтъква както всички положителни, така и отрицателни черти на Америка и американското образование.
Разбира се, не е много коректно да се сравняват СССР и САЩ. Каквито и кусури са има Америка, тя винаги е за предпочитане пред комунистическата диктатура. Но съвършени общества, в които всичко и всяко да е „на 6” няма. Дори в най-ужасните страни и общества могат да се намерят и положителни моменти. Така например Северна Корея едва ли е приятно място за живеене, но дори там в бита и живота все още има макар и подтиснати остатъци от великото конфуцианско учение.
Ретроспективно трябва да признаем, че комунистическата образователна система въпреки идеологизацията беше добра. Но всички тези хора наистина се превръщаха в отчаяни мърморковци именно поради пропастта между техните високи духовни пориви и отчайващата социалистическа действителност. Комунистическата система налагаше много големи ограничения пред тяхната реализация. Ангел Грънчаров, който е получил своето образование по онова време, до днес се оплаква, че е непризнат и не може да приложи адекватно познанията и уменията си в посткомунистическата действителност.
Димиев признава, че в Америка има и елитни ученици и студенти, но техният брой е много малък. Масата от американците обаче са много слабо образовани и това е главната причина, поради която не роптаят и мърморят. На тях им стига, че основните им жизнени потребности са що-годе задоволени.
Димиев точно това изтъква:
„Выше я уже писал о том, насколько схожи социально-политические системы США и бывшего СССР. Продолжая аналогию, можно было бы ждать развала Америки. Однако у американской элиты есть одно преимущество перед ЦК КПСС. Советское руководство вырастило и воспитало исключительно высокообразованное население. СССР развалился именно потому, что наш народ все видел и понимал и уже не мог дальше глотать ту ложь, которой его пичкало руководство. Американская же публика на данный момент верит всему, чем её кормят. Такая лояльность и управляемость населения важны и в делах более прозаических. Например американцы послушно берут кредиты в банке под баснословные проценты и нисколько не считают себя при этом обманутыми. Им внушили, что брать кредиты — это хорошо, а почему это плохо, они не понимают.”
Димиев казва няколко думи и за университетското образование в САЩ. Разбира се, в Америка има добри университети. Класацията на университетите обаче е много относителна и индикаторите за това са обект на много критики. Така например прекалено голяма тежест имат англоезичните публикации, не се обръща внимание на националните особености на образователните системи, отдава се прекалено голямо значение на големината на университетите, като се забравя, че има и малки, но много елитни ВУЗ и т.н.. Понякога се подлага на съмнение цялата методология на класацията. Мога да Ви уверя, че например образованието по природни науки, особено физика, по много изкуства и инструменти като пиано, цигулка и виолончело, както и по композиция в СССР-Русия определено е най-добро на света, далеч пред Америка. А който иска да учи пеене, найдобре да го направи в Италия.
Освен това Америка привлича много преподаватели отвън. Димиев:
„Потребность же в инженерах и научных работниках покрывается за счет иностранной рабочей силы, главным образом из Индии и Китая. Некоторый вклад вносят и наши сограждане. ПРОФЕССОР-АМЕРИКАНЕЦ В СЕГОДНЯШНЕМ АМЕРИКАНСКОМ ВУЗЕ БОЛЬШАЯ РЕДКОСТЬ. В ЗДЕШНИХ УНИВЕРСИТЕТАХ ПОПУЛЯРНА СЛЕДУЮЩАЯ ШУТКА. ЕСЛИ ВАШ ПРОФЕССОР РАЗГОВАРИВАЕТ С АКЦЕНТОМ, ТО ВАМ ПОВЕЗЛО — ЗНАЧИТ, У ВАС ХОРОШИЙ ПРОФЕССОР…
…В-третьих, более амбициозные (не обязательно более умные) идут в университеты за степенью бакалавра. В университетах первые два года им, по сути, ещё раз преподносят школьную программу. Как правило, эти курсы преподаются студентами старших курсов того же университета. По свидетельству многих наших российских студентов, имевших подобный опыт, с преподаванием первых двух курсов математики легко справится любой выпускник российской средней школы, учившийся на четверки и пятерки. Получив бакалавра, выпускники университетов могут уже учить сами — идти работать учителями в школу. Мне сдается, что лишь на стадии мастера американские студенты получают более-менее глубокие познания.”
Публикуване на коментар