Представена публикация

За всички, които се интересуват от моите коментари, беседи и от дискусиите, в които участвам!

Съобщавам, че всеки, който иска да следи моите всекидневни коментари и анализи, може да го прави като посещава редовно моята страница във фе...

събота, 2 октомври 2021 г.

Какво означава да си образован?

Следва текста на моя доклад за участие в международната научно-практическа конференция на тема "Актуалните въпроси на философията на образованието", който изпратих на организаторите днес:

Что означает быть образованным?

 

Ангел Грънчаров

Пловдив, Болгария

 

Я ставлю этот вопрос совершенно сознательно. Потому что понимаю, что в современном мире много людей, чьи представления об образованности слишком неясные и запутанные. Надо объязательно прояснить этот существенный вопрос. Он слишком важный. И основопогающий.

Я написал много книг об образовании. Думаю, что сказал самое главное о нем. Размышлял и писал о необходимости коренного переосмысления сути образования в нашей эллектронно-интернетно-компьютерной эры – и о способах постижения его цели и идеи. Теперь мне нужно извлечь здесь самое главное и существенное. Это непростая работа. Постараюсь сделать ее – несмотря на трудности.

Образование – и воспитание! – делает человека человеком. Мы сначала животные и чтобы не остаться такими навсегда надо образововаться – стало быть очеловечиватся. Необразованный человек в каком-то смысле „не совсем человек” – потому что нельзя никак не образовываться; даже самая простая жизнь нас образовывает. Говорим: жизнь самый великий учитель. Иначе говоря – сама жизнь делает нас человеками. Хотя ее надо жить по человечески – чтобы стать человеком. А жить по человечески означает – быть свободным. Оказывается, что таким образом еще в самом начале мы пришли к важному выводу: суть образования человека есть свобода. Образованый человек – это свободный человек, который не только понимает что такое жизнь и свобода, но и умеет жить свободно, умеет пользоватся свободой. Образованный человек – это подлинно свободный и таким образом настоящий человек. Полноценный человек – это именно образованный человек. А полноценный человек – это полноценно живущий, то есть свободный человек.

Отсюда выводится еще одно главное положение, выражающее самой сути образования. Пока мы живем – мы учимся, то есть образовываемся. Когда человек придумал, что он уже стал „раз и навсегда” образованным, он уже конченный человек; такой человек отказался от образованности и пошел по пути к невежеству, к необразованности, к бесчеловечности. И к несчастью.

Потому что невежественный, беспросветный, „всезнающий”, несвободный человек нельзя быть счастливым. Его „счастье” – это счастья животного. Бесчеловечное счастье недостойно человеку. Бесчеловечность по существу – это безразличность. Бесчеловечный человек – это человек, который отдал свою душу так коварной проказы безразличности, безразличия, безличия. Образованный человек – это небезразличный человек, человек, который ненавидит безразличия. Такой человек всегда „в пути”, он всегда ищет.

Что ищет он ли? Ищет истину, конечно. Для образованного человека истина и правда – это центр его жизни, около которого все вращается. Фокус и средоточие жизни образованного человека это именно истина – или правда. Потому и Главный Учител и наш Бог Иисус Христос сказал такое изречение: „Познайте истину – потому что истина сделает вас свободными!”. Неужели я уже сказал главное об образованности? Что еще можно сказать?

Если верить Достоевскому надо понимать, что сам человек есть тайна, которую надо разгадывать – всю свою жизнь мы прежде всего (э)то и делаем. Все таинственно, не только сам человек, все мироздание, сама жизнь – великое таинство. И живой человек, погружаясь и овладеваясь этим великим таинством, разгадывает его всю свою жизнь. Тот, кто начал думать, че он уже стал "образованным", стало быть "все уже знает", такой человек, подчеркиваю, уже конченный человек. Потому что он отказался от исследований, поисков, стремления, обсуждений и так далее. Такой человек, отказываясь от всех этих вещей, пошел по другому пути. Пути так досадното всезнайства и самодовольства. Он уже не человек – он "самодовольная свинья", если можно использовать так выразительную и точную метафору немецкого поэта Шиллера.

Не знаю вы заметили ли то ужасяющее обстоятельство, что вокруг полно таких обезчеловеченных, досадно всезнающих и всепонимающих самодовольных "суперобразованных" свиньей – в "человеческом" все таки облике (хотя и прежде всего внешнем, конечно!)? Да, в нашем современном суперобразованном, высокотехнологичном, так динамичном, хотя уже и таком "маленьком" (мир вправду теперь одна "большая деревня"!) мире так мало человеки – в подлинном смысле этого слова; а вместо человеками в нем полно какими хочешь животными, прежде всего свиньями, конечно.

Полно невеждами. Полно слишком много тупых людей, которые, конечно, "все знают", потому и не чувствуют потребности думать – и слушать инакомыслящие. Неужели наши образовательные учреждения – школы и университеты – делают так ошибочно свои дела, что имеют решающем участии в таком плачевном результате? Или медии имеют решающем участии в возникновении такого в корне ошибочного самосознания всезнающего самодовольного "человека", потерявшего где-то свою человечность? Что так ошибочно в наших представлению об образовании – и в способах еффективно делать человека человеком?

"Прежде всего надо все хорошо знать, товаришчи, давайте наполним свои головы самыми превозходними знаниями, давайте усваивать все науки!" – это вам знакомо? Да, наука стала тираном, а знание – государем этой гибельной мании всезнания и "предельной научности" и позитивности. Надо быть ученными, надо учить, а учить – это означает полнить свою голову знаниями. "Многознайство уму не учить" – говорил тысячи лет назад так проницательный и понимающий Гераклит. Нет среди людей человеки, редко встретить человека в "человеческом море"; помните как сумасшедший Диоген со своим фонарем среди белого дня искал... человека? "Нет человека, не вижу человека!", говорил он, а все ему смеялись. Сошел с ума, толкается в людях, не видит человека – какой глупый, безумный человек?!

А если кто-то, скажем я, начнет в современном городе делать то же самое? В психиатрию его возмут, конечно. Ах, как много людей, а человека нет – какое безумие?! Вы напоследок встречали человека – который заслуживает это имя? Вы умеете различать этого человека – или даже и если его встретите не узнаете его? Задумывались над этого? Приходили вам в голову такие "глупые" вопросы?

Сократа так любившие философию атиняне... убили, усмертили – потому что он тоже задавал такие "лишние" вопросы. Он видел смысл своей деятельности в том чтобы не позволять безразличию овладеть души свои сограждан. Он будил... что всущности он будил в их душах? Заснувшие их души он будил? А когда душа человека спить – можно спросить этого, можно задать этого так лишнего вопроса? Ваша собственная душа будная – или спит? Вы уверенные, что теперь даже не спите?

Я всю свою жизнь думал, писал, говорил следную простую истину: душа человека – это не просто ум, сознание, интеллект, рассудок и... "разум". Душа человека – нечто гораздо богатое, интегральное, она, душа человека, имеет не одна, а много душевных сил: кроме ума и сознания в душе человека есть также и чувства (эмоции, чувствителность, эмоциональность), есть также воля, есть воображение, память, самосознание, вера, разум – что еще? Да, бессознательное тоже есть, это именно и представитель нашего тела на уровне психики или души.

И все эти душевные силы надо развивать и култивировать в так называемом "процессе образования и обучения" – для того, чтобы они синхронизировались, хармонизировались, якобы душа человека подобна оркестру. А дирижер этого оркестра – это наше Я (самосознание, самочувствие, самоволие...). Разум и вера – интегральные, синтетичные душевные силы, объединяющие основные по своему, таким образом наша душа становится плодовитой. (Я развил эту концепцию в своей дисертации, которую написал когда мне было 27 лет!) Да, она должна рождать и творить – по простой причине, что наша душа всущности не что иное, а Божественное в смертном (!?) человеке; наша душа – Божья искра в человеческой душе. Бог однако есть прежде всего Творец, стало быть, если развить (образовывать) свою душу, мы становимся богоподными, иначе говоря – становимся творцами. Развитие творческого таланта и потенциала души человека – это смысл подлинного образования, стало быть очеловечивания человека. Подлинный человек достойн своего Великого Творца – ибо он делает по существу то же самое как и наш Бог.

Человек создан за творчества, его душа полна творческими потенциями – которые надо реализовать в своей жизни. Наша душа должна, в образованности своей, прийти к такому состоянию когда стала способной рождать свои плоды, она должна стать плодовитой.

А какие плоды души человеческой? Это именно истины, мысли, идеи, это плоды нашей души. Бесплодная душа – это именно необразованная, плохо образованная, неправильно образованная душа. Которая ничего не умеет родить, ничего свое, собственное, личное, личностное. Полно таких душ, не знаю: заметили ли вы этого? Они только повторяют чужие мысли, вертятся в круге "уже данном", "уже знакомом", "которое такое и другое не может быть" и так далее. Такие души способны написать целые книги или диссертаций, в которых нет ни одной собственной и оригинальной мысли – только чужие. Это сущая человеческая трагедия – бесплодие души человеческой, которая создана или дана нам только для того, именно рождать. Это именно и импотентные души. Это поистине страшно – если осознать что оно означает.

Развитие и реализацию творческих сил человека – главная задача подлинного и современного образования, хотя такова задача образования не только нашей, но и всех предыдущих эпох развития человечества и человечности. Творчески мыслящий человек – это свободно мыслящий человек. Без свободы нет творчества, свобода – это почва, в которой растет творчество. Без почвы нет ничего, ничего не может прорасти. Почва должна быть именно хорошей. В плохую почву никакие семена не растут, не могут прорасти. Образование это то, что култивирует почву, в которой потом могут расти хорошие семена. Не надо забывать то, что почва именно и есть свобода. Ну, освобождает ли современное образование творческих сил человеческой души? И освобождает ли именно всех душевных и духовных сил человеческой души?

Нет, конечно. Образование слишком односторонне подходит – для него есть одна привилегированная душевная сила, превратившаяся в тираном, а все остальные – его слуги или рабы. Конечно, это господствующая душевная сила это ум (рассудок, интеллект). Он именно и тиранизирует и подавляет остальные душевные силы. И потому в конечном счете появляется современный односторенне мысляющий и "так восхитительно умный", но слишком несчастливый человек – настоящее зомби самодовлеющего и самозабывшегося рассудка. Когда ум тиранизует остальных душевных и духовных сил человека – тогда именно человек теряет свою свободу и становится несчастным. И неполноценно живущим, не способным понять и насладится великим таинством жизни – и свободы. Потому что без свободы жизнь для человека ничего не стоит и не означает. Без свободы жизнь человека – трагедия. Трагедия безчеловечности, трагедия обесчеловековечившегося "человека"...

Когда говорим "образование" всегда должны иметь ввиду корень этого слова: образ. В образовании человек делает самого себя, своего личностного, индивидуалного, неповторимого человеческого образа, образа свое конкретной и поистине оригинальной, неповторимой человечности. Другого человека как меня нет на этой земле, я единственный – так именно воспринимает себя поистине образованный, стало быть творчески и свободно мыслящий человек. Мои мысли свободнорожденные, я мыслю и говорю как себя, я себя не изменяю, я имею священное право быть себя, быть оригинальной личности.

Единственной на этом свете. Надо иметь это самочувствие, потому что иначе твоя свобода не будет полной – и настоящей. Конечно, на этой здоровой основе потом я буду сближатся с родственными мне, то есть свободными как меня другими ближными человеками. И буду спорить с людьми, которые думают иначе, имеют различные ценности и убеждения.

Такая человеческая участь. Одинаковыми не можем быть – и слава Богу! А почему государственное образование хочеть делать молодых людей одинаковыми? Образование ли это образование, которое хочет делать молодых одинаковыми – то есть никакими (безликими)?!

Есть глупые государства, которые так видят задачу образования – и заслуженно такие государства самые бедные и несчастные, их граждане заслуженно самые несчастные. Образование, которое еллиминирует свободу человека, которое основанно на несвободе – это антиобразование, я назвал его НЕобразованием. К сожалению, есть некоторые государства, в которых образование именно такое, мое государство (Болгария) среди таких заслуженно бедных и несчастных государств. В которые полно с людьми, которые даже и не понимают свое насчастье. Потому что не в состоянии понять свое несчастливости...

Кажется, сказал главное? Конечно, можно еще много писать, но я хотел быть предельно лаконичным. Закончу следующим образом, чтобы провокировать вас окончательно.

Я учитель философии. Всю свою жизнь был таким. Я очень люблю учителствовать. Был учителем и в университете, и в школе. Для меня обучать молодых людей философствованию – это праздник. Настоящий праздник духа и творчества! Так работал больше трех десятилетий. И меня за этого... выгнали из школе и образования, объявив меня "абсолютно неспособным быть учителем"! Унижали как могли, надо было произвести "компроматы" для того, чтобы выгнать меня. Шла настоящая война посредственности против меня, учителя, который совестно работал свое дело. И выполнял свою духовную мисию учителя. Мне запретили быть учителем (я пока еще не в пенсионном возрасте!) и остракировали из образовательной системе. Директоры школ просто не хотят меня – потому что я слишком опасный. Опасный для ихней... необразованности, да, у нас, к сожалению, необразованных, полуобразованных, квазиобразованных, непонимающих что такое образование или имеющих в корне ошибочных взглядов относительно образовании людей занимают руководящие посты в образовательной системе посткоммунистической Болгарии, заслуженно самая бедная страна в Европейском союзе.

Вы не верите, что то, что я вам расказал, вообще возможно? А как возможно было убийство Сократа потерявшими своего рассудка атинянами? Меня за 7 лет унижений и войны не успели убить только потому что сам Бог возмутился и дал мне еще немножко жизнь – чтобы расказать людям правду об образованию. 

Что я и делаю. Вот я расказал вам как думаю, как понимаю образование и что означает быть образованным. Скажу наконец и то, что для меня случившеся со мной в последные 7 лет гонений, обид и унижений – самая высшая награда и самое ценное для меня признание. Потому что на моей голове мои так глупые враги, не зная что делают, поставили, така или иначе, лавры самого Сократа: а разве есть большее признание для философа чем это?!

Разумеется, совершенно незаслуженно это сделали, потому что я не обезумел до такой степени, чтобы сравнивать себя самим Сократом…

 Освен това смятам, че нашият "Картаген" - масовото българско безразличие спрямо истината и свободата! - е крайно време да бъде разрушен...





Търсете по книжарниците книгата на философа Ангел Грънчаров БЪЛГАРСКАТА ДУША И СЪДБА (с подзаглавие Идеи към нашата философия на живота, историята и съвременността), 12.00 лв., изд. ИЗТОК-ЗАПАД, 2007 г., разм. 20/14 см., мека подвързия, ISBN 978-954-321-375-7, 354 стр. Книгата е новаторски опит за по-цялостно представяне и описание на битуващите в нашето съзнание исторически и "народопсихологични" комплекси, които определят и нашите реакции спрямо съвременните реалности на живота ни. Авторът търси смисъла, който се крие в случващото се с нас самите, изхождайки от предпоставката, че ясното съзнание за това какви сме като индивиди и като нация е основа на така необходимата ни промяна към по-добро. А този е залогът за бъдещия ни просперитет.

11 коментара:

Бачо Кольо каза...

“Трябва да призная, че ми направи удивително впечатление едно техническо училище в Стара Загора. Особено се учудих на голямата степен на сътрудничество между обучението в техническото училище и химическата индустрия. Машините в училището бяха набавени от заводите. Работниците от заводите оставаха в училището, а възпитаниците на училището отиваха в заводите за специализация”.

Така отговаря Маргарет Тачър на въпрос на Би Би Си - радио “Лондон”, на 2 октомври 1971 г. какво я впечатлило най-много в България. Тя току-що е кацнала на летището в Лондон. По това време 45-годишната Тачър е министър на образованието и науката на Великобритания в кабинета на Едуард Хийт.

Маргарет Тачър посещава английските гимназии в София и във Варна, както и машиностроителен техникум в морската столица, но най-силно е впечатлена от видяното в тогавашното Професионално химическо училище “Дмитрий Менделеев” в Стара Загора. Може би защото нейното първо висше образование е по химия.

В Стара Загора Маргарет Тачър прекарва няколко часа на 30 септември 1971 г. Тогавашната директорка на училището доц. Мария Димова пази ревниво снимките от онова време.

“По-късно я нарекоха Желязната лейди, но през оня ден Маргарет Тачър се държа много мило, беше непосредствена с нас”, спомня си доц. Димова.

Гостенката била придружавана от българския образователен министър по това време проф. Стефан Василев. Тя проследила с голям интерес лабораторно упражнение по аналитична химия при учителката Добринка Калпакчиева и дори пожелала да разгледа тетрадките с протоколите от упражненията на учениците.

“Езикът на химията е един и същ по цял свят, а тя го разбираше. Искаше да се увери дали всичко, което й показваме, е нагласено заради нея, или обучението при нас наистина се води сериозно”, разказва Мария Димова.

Бившата директорка Мария Димова разказва за срещата си с Желязната лейди.
Впечатлили я и тренажорите, на които българските деца се обучавали по специалността “Контролно-измервателни прибори и автоматика”.

Маргарет Тачер питала за всичко в училището. Следобед същия ден имала насрочена среща в БАН и като разбрала, че домакините се притесняват да не нарушат програмата, помолила да съкратят обяда в тогавашния най-представителен ресторант на Стара Загора “Верея”, само и само още малко да останат при учениците. Делегацията, в която бил и английският посланик в София Доналд Логън, прекарала при тях 2 часа.


“Тачър се впечатли, защото тогава с учениците наистина бяхме влезли в комунизма”, разказва Мария Димова. Благодарение на спонсорството на Химическия комбинат в Стара Загора, неговите възпитаници ползвали безплатни учебници и тетрадки, получавали безплатно работно и официално облекло, имали общежитие без пари. Всеки ученик разполагал със самостоятелно работно място в лабораториите.

Когато се върнала в Лондон, Маргарет Тачър изпратила благодарствено писмо на директорката:

“Уважаема госпожо Димова,

Благодаря ви много за интересното и приятно посещение във вашето училище. Както вероятно разбрахте, на мен ми направи силно впечатление отличното обзавеждане и близкото сътрудничество със завода на вашия съпруг.

С най-добри пожелания за бъдещи успехи в новата сграда и дори в по-хубава сграда

Ваша Маргарет Тачър”









Ангел Грънчаров каза...

Е, и? Искаш да ни убедиш, че образУванието по времето на комунизма е било много хубаво?! :-) Май нищо не си разбрал от моя доклад...

Анонимен каза...

Много крехък доклад, Грънчаров! Едвам 2000 думи. Поне 4000 трябва да е, за да е сериозен.

Ангел Грънчаров каза...

Доре, другарко. Прочее, напишете Вие сериозен доклад с 4000 думи аз ще Ви съдействам да Ви го приемат. Не знаех, че от броя на думите зависи сериозността на доклада, но Вие сте толкова иновативна, че никой не може да предугади полета на мисълта Ви... Между другото не Ви ли хрумна, че има лимит за обема на докладите, другарко, и аз съм се поместил точно в него?

Ангел Грънчаров каза...

Децата в училището трябва да бъдат научени да говорят и да слушат, да мислят и да обсъждат проблемите. Ако това не се прави в училището, няма да се прави и в обществото. Ако не научим младите да мислят и да обсъждат проблемите в училище, нито един от тежките проблеми в обществото ни няма да бъде решен.

Анонимен каза...

Така е. Това е модел на поведение, който се изгражда, независимо, че проблемите в различните възрасти и колективи ще са различни.

Станислав Йовков

Ангел Грънчаров каза...

Станислав Йовков Радвам се, че разбирате това. А Вие как смятате, до каква степен в нашите училища се прави такова едно обучение на учениците, не инцидентно, не отвреме-навреме, а постоянно, целенасочено, системно?

Анонимен каза...

Ангел Грънчаров според мен, просто като наблюдател, има лека промяна, но тя е по-скоро от обществото, не толкова на промени в "рамката" на образованието в училището. Обществото взе да става някак си по-бунтарско. Хората от, да ги наречем по-младото поколение, наблюдавам, че започват да се изказват по-смело, да демонстрират нещата, с които са различни ... това личи и по вида им, по поведението им... Би трябвало да е за добро, казано така, но пък аз лично забелязвам, че някак си това навлизащо поведение тук е доста криворазбрано. В ценностната система на все повече хора започват да се проявяват липси от духовност, липса от възпитание, че трябва да се трудят... Мисля си, че дори когато аз бях ученик имаше малко по-добро образование в тази посока. Обяснявам и защо: за мен образованието в училището не трябва да се разглежда само от сферата на науката, а и от гледна точка в идеята учениците да се изградят ценности за живота. Предполагам сега е много по-достъпно за учителите и учениците да намерят, прочетат и научат всякакъв вид информация за даден учебен предмет. Не трябва да чакат ред в библиотеката на училището, а с няколко написани думички в търсачката в интернет изникват хиляди статии, разработки. Но пък не съм с убеждението, че учениците в момента имат дни в които трудейки се чистят училище, ходят на посещения в музеи, църкви и културни прояви... Та от там са и разликите в съвременното младо и изращващо общество. Информацията е доста, но "рамката" на образованието е недостатъчно широка все още. Другите ценности се изграждат от всевъзможни други източници. Резултатът е разнообразие от различни личности, сред които все повече такива с липсващи ценни качества. Т.е. виждам и добри и лоши страни. За училището смятам, че ще се случи промяна към по-добро, най-малкото защото идва времето в което днешните ученици ще пораснат и макар и малко, сред тях ще има хора, които ще правят промените, защото ще са достатъчно различни.

Станислав Йовков

Ангел Грънчаров каза...

Станислав Йовков Интересни са Ви наблюденията. Училището трябва да се промени по посока на сближаване с потребностите на живота, това може обаче да стане само благодарение на целенасочен натиск от страна на родители и ученици, на обществото, само дето проблемът е, че самите те недостатъчно ясно съзнават какво им е потребно, та да започнат да го изискват.

Бачо Кольо каза...

"Е, и? Искаш да ни убедиш, че образУванието по времето на комунизма е било много хубаво?! :-) Май нищо не си разбрал от моя доклад."

1. Нямам нищо против доклада ти. Не си чак толкова наивен, та да си мислиш, че съм го чел.
2. Не искам да те убеждавам, че образованието по време на социализма е било хубаво или лошо. Като те виждам колко зле си образован, не се изненадвам, че за теб е било лошо. Аз съм получил изключително високо средно образование в България и блестящо техническо образование в СССР.
3. Горният цитат го пуснах, защото ти преди време с пяна на устата твърдеше, че не е истина общоизвестният факт че Тачър е била изключително проятно изнанадана от нивото на българското средно образование в началото на 70-те...

Ангел Грънчаров каза...

Ако беше прочел доклада ми, щеше да разбереш, че ти специално изобщо не си образован - щото си станАл комуноид, въпреки твоето "... изключително високо средно образование в България и блестящо техническо образование в СССР...". По тази причина твоята оценка за моята "зле образованост" е изключително висок комплимент (необразован да те нарече "зле образован" е точно това!), но знаеш, че просто нема нужда да ме фалиш, нема да ме впечатлиш с фалбите си. Толкова си зле образован, че не можеш да зацепиш защо Тачър е била така силно впечатлена от състоянието на химическото образУвание у нас: тя наистина е била изненадана от факта (и не го крие!), че в условията на комунизъм изобщо има нещо като "образУвание"... сфащаш ли тепер иронията, съдържаща се в нейните "комплименти"?!