Представена публикация

За всички, които се интересуват от моите коментари, беседи и от дискусиите, в които участвам!

Съобщавам, че всеки, който иска да следи моите всекидневни коментари и анализи, може да го прави като посещава редовно моята страница във фе...

петък, 5 септември 2014 г.

Какво ни показва това, че сме неспособни даже на известно съчувствие към бедите на другия човек - не е ли то знак, че сме започнали да се обезчовечаваме?!



Получих тази сутрин следното изключително сърдечно писмо от моя украински приятел, професора по философия в техния Философски институт Константин Райда, на което отговорих веднага, по-долу можете да прочетете и моя отговор (а предишните ни писма могат да се прочетат ето тук: Письмо к моему украинскому другу (Писмо до моя украински приятел). Интересно е - и това е най-трогателното, не мога да скрия, че изключително много се развълнувах! - че хора от от далеко, от чужбина, от толкова страдащата в момента Украйна (подложена на такава коварна и грозна руска агресия!), ме разбират и подкрепят, докато тукашни хора, дето са съвсем близко, наоколо, дето са нашенци, не само че не са способни на такава една човечност и съпричастност, напротив, считат се за длъжни постоянно да ме ругаят, независимо от стоварилите се върху главата ми злини, именно уволнение от работа, лишаване от преподавателски права след толкова много години усилна работа на попрището на философията, съсипване на здравето ми от гаврите на толкова самонадеяните арогантни администратори-властници и пр.; та питам се във връзка с това какви хора сме ний, българите, щом даже и в такава ужасна ситуация не сме способни на най-елементарна човешка съпричастност, разбиране и подкрепа?! Какво ни показва това, че сме неспособни даже на известно съчувствие към бедите на другия човек - не е ли то знак, че сме започнали да се обезчовечаваме?! Както и да е, простете за "лиричното" отклонение, а ето сега и двете писма в тяхната последователност:

Доброе утро, наш дорогой Ангел!

Спасибо Вам большое за теплые и добрые слова, за поддержку нашего народа в его борьбе за свою жизнь, за свободу, за свое будущее! Вы - уникальный человек современности - не только в болгарском обществе - которое Вас, к нашему глубокому сожалению, пока не стремится не только поддержать, но и даже понять... Точнее, те люди, которые наделены в настоящее время властными полномочиями, они, по всей видимости имеют иные идеалы и представления, нежели Вы. Но я думаю, что пройдет некоторые время и все станет на свои места. Российский империализм уйдет в прошлое, а с ним и все беды, которые он порождает в этом мире.

Очень рад стойкости, которую проявила Ваша семья в данной ситуации. Ваши близкие оказались достойными и гордыми людьми, и я желаю им дальнейшего мужества - уверен, что правда будет за Вами. Вместе с тем, попробуйте педалировать (не затягивайте) рассмотрение Вашего дела в болгарских судах - европейский суд - решит это дело однозначно в Вашу пользу.

А мы поддержим Ваш научный, преподавательский имедж - и приглашение Вашего Центра и Вас лично к научному сотрудничеству (теперь уже с учеными Чехии, Польши), наверное в этой ситуации будет как нельзя кстати. Что касается Приложения, то мы очевидно поступим следующим образом: в конце этого года у нас в отделе заканчивается плановая тема по Постмодернизму. В начале следующего года (в первом квартале) мы организуем конференцию (как и в случае с Кьеркегором) и по ее материалам подготовим номер. Думаю, что и найдем вариант как отпечатать его в Украине...

Передавайте мои самые искренние и теплые слова поддержки Вашей красивой супруге и сыну. С огромным уважением к Вам, Ваш друг К.Р.

Здравствуйте, дорогой мой друг Константин,

Спасибо за Ваше такое сердечное письмо, я очень взволновался, спасибо за понимание - и за Вашу доброту, за Вашу сердечность! Я даже написал по этому поводу в блоге, че удивительно то как возможно такое полное понимание, ведь мы живем далеко, мы даже никогда не встречались, а так хорошо, так в полноте человечно понимаем друг друга, а в том же времени есть люди, с которыми общаюсь постоянно, которые так близко, вокруг меня, с которыми бываю каждодневно, с ними, однако, мы такие дальные, чужие даже, и вот, некоторые из них не чтобы понять и поддержать ближнего, наоборот, они считают себя в праве постоянно ругать его, обижать и так далее; конечно, у меня есть много друзей и здесь, в Пловдиве, в Болгарии также, я с ними общаюсь часто, но вот я отмечаю такой человеческий феномен. И все дело по моему это одни и те же ценности, которые нас так сближают, ценности философии, свободы духа, мысли, свободной человечности и все это, во что мы верим, и все то, что мы любим. Разумеется, есть люди, которые, к сожалению, не могут понять другого человека, потому что в духовном отношении либо неразвитые, либо, что хуже, их дух принял иную тенденцию, в стороне зла, человеконенавистничества, лжи, всяких иных извращенностей. Но вот, такова жизнь, наши различия неизбежные, также неизбежна и борьба; все дело однако в том, что сделать все что по нашим силам чтобы все таки разговаривать с другими, с разными людьми так долго, чтобы разность, непонимание все таки уменьшилось. Я верю, что это возможно, мне кажется, что в этом и большая доля того смысла, который вдохновляет нас - люди, которые считаем себя философами; всущности это люди, которые пытаемся жить более человечно, человечно в подлинном смысле этого слова.

Я тоже верю, что зло не имеет шансов, что в конечном счете свободолюбивые люди и в Украине, и в Болгарии, и в самой России (таких есть много и там, я таких знаю, общаюсь с ними, уважаю их слишком!) успеют взять реванш, ибо история все таки имеет того же самого смысла: свобода для современного человека нет альтернативы, свободное существование для человеческих существ безальтернативно, мы нашу человечность обретаем благодаря свободе, так что за свою свободу придется нам боротся; ее даром нельзя получить. Так устроена жизнь, так наш мудрый Создатель все сделал: чтобы мы сами завоевали свою свободу - чтобы быть достойными ею. Так все и должно быть, иначе нельзя, иначе все теряет своего смысла. Я убежден, что любовь к свободе - это непобедимая сила духа человека, раз есть такие люди, что всем сердцем и душой любят свободу, такие люди в конечном счете выдаржать все испытания, они покажут свое достойнство, свою верность самой жизни; они будут завоевать свое право на свободною и достойную человеческую жизнь. Надо выдержать на все испытания, я уверен, что выдержим - и мы двое с Вами, и самые наши близкие люди вокруг нас, а также и наши народы, наши братья и сестры по духу, по любви к жизни, по любви к свободе. Потому и я всем сердцем сопричастен страданиям твоего народа, но вместе с тем и восхищаюсь вам, украинцам - потому что вы показали свое человеческое достойнство, свое громадное желание быть свободными, жить современно, по европейски, расстатся с унижениям, с рабством, с комунальной и комунодной психологией, которая так вредна, так злотворна.

Я в такой контекст рассматриваю свои личные неудобства, в связи с потерей работу, с лишением преподавательских прав; да, дело в том, что раз меня уволили по такому параграфу закона, я уже себе не могу найти работу как преподавателя философии. И значить я обязан сделать все, чтобы реабилитировать себя, вернут свое достойнство, свои права. Сделаю все, что по моим силам, что должен, пусть получится то, что возможно, что природа вещей отредила. К сожалению много сил теперь уходят на все хлопоты в связи с подготовкой судебных разбирательств, хорошо то, что у меня уже есть хороших адвокатов по обоих судебных дел, ну, будем с ними и боротся - боротся за правду и за справедливость. Я так усроен, мой складу ума такой, что я себя чувствую превозходно когда мне надо боротся за правду и за достойнство, но я очень страдаю когда мне надо мирится с иступлениям арогантного зла; к счастью Бог мне дал силу не терпеть, а всегда реагировать и боротся, вот потому несмотря ни на что я считаю себя счастливым человеком. А вот общение мое с Вами и с близкими людьми (в духовном отношении) как Вас дает мне огромную силу, так что спасибо за все, мой дорогой украинский и философский друг Константин! Ты появился (простите, но здесь нельзя написать "Вы", будет звучать с иным смислом!) когда я был в самом тяжелом положении, кажется, сам Бог послал тебя, ну, слава Богу, я выделжал прошлогодное испытание (моя операция), теперь у меня тоже забот, но они не такие страшные и опасные. Вот, значит дела идут к добру! :-)

Простите, что так долго Вам писал, Вы меня знаете, что я иногда злоупотребляю словом, слишком много болтаю, такой я, такой мой темперамент! А иначе хочу похвастатся: вышел, несмотря ни на что, очередной номер журнала ИДЕИ; на обложке портрет Гуссерля, получился хороший номер, я Вам и наших украинских друзей вышлю несколько штук. Так что я не отказываюсь, продолжаю свое дело, так и интереснее жить, когда есть проблемы и их надо одолевать. Буду рад с чем могу (и если с чем-то могу) участвовать в проект с чешскими философами, что мне надо сделать, сделаю, если будет сил, здоровья и жизни. А с нашим Приложением, Вы знаете это, я готов сделать все, что надо, что необходимо сделать с моей стороны. Будем пожелать себе удачи! Все будет хорошо, лишь бы было здоровья и силы.

Всего доброго, Вам и Ваших самых близких людей!

С самым сердечным уважением: Ваш друг Ангел

Търсете по книжарниците забележителната книга на философа Ангел Грънчаров ИЗВОРИТЕ НА ЖИВОТА: вечното в класическата и модерната философия, изд. ИЗТОК-ЗАПАД, февр. 2009 г., 520 стр. Книгата ИЗВОРИТЕ НА ЖИВОТА, външно погледнато, е систематичен курс по философия, в който обаче твърде експресивно се тълкуват и вечните въпроси, вълнуващи човешките същества на тази земя. Подобна форма, именно курс лекции по философия, осигурява на автора така потребната живост, непосредственост и свобода в общуването със съзнанието на читателя. През цялото време той се стреми да бъде близо и да не изневерява на ония неизбежни сърдечни трепети, благодарение на които човекът става човек – и личност, разбира се. Опитва се да приобщава съзнанието на читателя към така вълнуващата мисловност на непреходното, която именно е истинското богатство на човека.

5 коментара:

Анонимен каза...

Айде стига ви, че не те подкепяли. Стига ви. Не те подкрепят, защото си менте-учител и неспособен да се учиш от грешките си. Не са ти другите виновни. Порасни вече.

Анонимен каза...

Горното е написано от директорката на ПГЕЕ Анастасова личи си

Ангел Грънчаров каза...

Не бе, едва ли, това просто й е приятел, който при това, както виждаме, показва завиден морал. С такива приятели тя очевидно далеч ще стигне. Казва народът, че с такива приятели изобщо не ти трябват врагове...

Анонимен каза...

Моралът на човек се проявява в това, което прави. Не в това, което пише.

Ангел Грънчаров каза...

Много умно се изказвате, няма що. А какво ще отвърнете на забележката, че писането също е вид... правене! :-) Мисленето също е вид дейност, духовна, интелектуална, сиреч, също е правене...